Контроль над людьми или стиль управления руководителя


Руководитель может передоверить функцию организации, мотивации, даже иногда планирования, но он никогда, слышите, НИКОГДА не может передоверить контроль. Это такая функция руководителя, без которой руководитель перестает быть таковым.

стили руководителя

Мы стремимся контролировать всё, что появляется в нашей жизни. Например, купили телевизор с новыми функциями, и пока вы их не освоите до диктуемого вашим мозгом уровня, вы не успокоитесь. Будете щелкать туда-сюда, пока не обретете ПОНИМАНИЕ. Точнее не понимание, а уверенность в успешном исходе нажатия на ту или иную кнопку. Если вы все время жали на конкретную кнопку, после чего телевизор демонстрировал ожидаемую вами реакцию, то, обнаружив в один прекрасный момент отклонение от данного сценария, вы грешным делом можете подумать о восстании машин. Значит, вы потеряли контроль над устройством…

Так и с управлением людьми. Только сама процедура выглядит немного сложнее, так как надо управлять человеком, который управляет, в свою очередь, предметом или процессом (в доме который построил Джек). А если поднять уровень руководителя, то автоматически увеличивается дистанция до управляемых предметов (процессов). Причем у последних увеличивается степень свободы. Это как с разрядами в числах: первый уровень (разряд) – 10 человеко-устройств, второй уровень (разряд) – 100 конечных элементов, третий – уже 1000, и так далее…

Одним словом, в огромной организации с каждой ступенью руководителя его контроль над конечным процессом ослабевает и добиться ожидаемого (заданного) результата всё сложнее, так как много чего нужно охватить. Отсюда появляются дополнительные отчеты, средства связи, технические новинки, позволяющие уменьшить путь указания, решения, приказа до последнего звена в пищевой цепи.

Как уже стало понятно, контроль – основная составляющая управленческого процесса. А значит, напрямую зависит от стиля управления руководителя.

Стилей управления несколько, обозначу основные:

  • Авторитарный (диктаторский, директивный)
  • Демократический (коллективный)
  • Либерально-анархический (попустительский, нейтральный)
  • Непоследовательный (алогичный)
  • Ситуативный

В каждом из стилей есть свои достоинства и недостатки, каждый из них подходит для разных отраслей и коллективов. Важно заметить, что стиль управления, как и тип темперамента, в чистом виде встречается крайне редко. И, надо сказать, часто именно от темперамента, присущего определенному руководителю, зависит. А вообще, обычно стиль управления конкретного отдельно взятого руководителя в большей или меньшей степени будет соответствовать одному из вышеуказанных.

Но вернемся к нашим баранам… к контролю, как к процессу. Проблема контроля в том, что изначально он предполагает некие рамки, правила, ограничения, а вписать в рамки индивидуального человека очень сложно. Отсюда вечная борьба интересов.

Хорошо, когда компромисс найден, а когда людей в коллективе много? Ведь сколько людей, столько и особенностей, и ко всем нужен индивидуальный подход, либо нужно сломать индивидуальность и подчинить общим правилам. Хорошо, когда и овцы сыты и волки целы… то есть когда контроль не приводит к упадку настроения в коллективе. Он должен не убивать стимул работы сотрудников, а наоборот, обозначить рамки роста специалистов.

То есть сотрудник должен знать, что ему можно, что нельзя, и со знанием этим желание творить и созидать пропасть у него не должно. Лучше всего контролировать выполнение задач не на всей стадии их выполнения, а в конкретно заданные периоды времени, или по мере выполнения подзадач. Тогда сотруднику предоставляется определенная степень свободы. Важно понимать, что самое главное – результат работ, а не то, как работа делается. Контроль нужен, чтоб не было отклонений от задуманного.

Но не будем о лирике, контроль может достичь стадии маразма, когда руководитель захочет контролировать всё: во сколько вы идете в туалет, о чем думаете, почему пришли к такому решению, а не к другому, что вы едите на обед… Обратите внимание, захочет не «знать», а именно «контролировать», то есть принимать решение за вас, навязывать вам это решение или ставить перед фактом, ограничивая свободу.

Как избежать такого? Воспитанием и обучением руководителя. Он тоже растет и развивается, он же не родился начальником! Он научился управлять и контролировать, и плохо, если научился не правильно это делать. Здесь всё зависит от учредителей организации – какой стиль управления они поощряют, каких управленцев они хотят видеть у себя в конторе.

Кто платит, тот и заказывает музыку. Очень важно, чтобы учредители понимали: чтобы получать много прибыли и делать это постоянно, основное внимание необходимо уделять сотрудникам, из которых состоит организация.

Ведь БИЗНЕС ЭТО, в первую очередь, ЛЮДИ, которые в нем работают. Следующая статья — координация.

Все статьи из цикла основные функций руководителя :

1. Планирование

2. Организация (постановка задач или инициирование)

3. Мотивация

4. Контроль — вы здесь

5. Координация (поддержка)

6. Анализ и оценка



Похожие материалы по теме:

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.