План маркетинга в бизнес-плане


Запуская новый проект и составляя бизнес-план, предприниматель в обязательном порядке включает в него план действий по продвижению товаров или услуг и предстоящие затраты. Представление о том, что план маркетинга в бизнес-плане нужен только для серьезных производств, а простому ИП-шнику хорошо и так, мягко говоря, неверно. Рассмотрим проблему на примере ИП, оказывающего образовательные услуги без привлечения наемного персонала.

План маркетинга в бизнес-плане

Маркетинг в организации курсов по испанскому языку

Пример взят из жизни: уже несколько лет наблюдаю успешное развитие бизнеса и отслеживаю, как реализуется и корректируется первоначальный маркетинговый план. Прежде всего, изначально выбрана ниша, в которой не столь высока конкуренция – испанский не английский. С другой стороны, спрос постоянно растет, учитывая развитие связей с Латинской Америкой, а предложение пока за ним не успевает, по крайней мере в столице одного из субъектов РФ. Таким образом, изначально расходы на рекламу закладываются не самые высокие.

Следующие шаги: определение эффективных видов рекламы. На первых порах задействовали только район, в котором проводятся занятия. Соответственно, работали «местные» объявления: реклама на подъездах, стенд на оживленном пешеходном переходе. Безусловно, подключались все условно бесплатные методы: объявления в сети, создание собственного сайта-одностраничника, личные встречи с клиентами. Бесплатные потому, что проводятся за счет собственного времени или благодаря добровольным помощникам.

С ростом доходов появилась возможность перейти на более дорогостоящие способы раскрутки: растяжки на красной линии, охват объявлениями большей территории. Все это было заложено в первоначальный бизнес-план и успешно реализовалось.

Можно ли обойтись без маркетингового плана

На самом деле, вопрос для многих бизнесменов звучит по-другому: можно ли не тратиться на рекламные мероприятия? Теоретически, конечно, да, особенно если открывается ИП, который имеет право припрячь к бесплатной работе всех своих родственников. В итоге кто-то добровольно печатает объявления, кто-то бегает размещает, кто-то общается с потенциальными клиентами напрямую. Денежные средства при наличии покорной семьи и добрых друзей действительно экономятся, но это не означает, что маркетингового плана изначально не было: как раз был, причем очень низкобюджетный. По-видимому, предприниматель сразу рассчитал, что такой рекламы будет достаточно, и не счел нужным увеличивать расходы.

Справедливости ради нужно отметить, что бывают единичные случаи, когда и минимальных телодвижений не потребуется. Если небольшой бизнес с устоявшейся клиентурой просто выводится из тени, легализуется, то все рекламные шаги уже давным-давно были сделаны и их введение в план станет лишь формальностью.



Похожие материалы по теме:

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.