Должностные обязанности начальника отдела кадров


Начальник отдела кадров, особенно в крупной организации – важная и довольно хлопотная должность. «Кадры решают всё» — не преувеличение и не красивые слова, а истина, подтверждаемая изо дня в день все тысячелетия существования человечества. Руководитель организации может разрабатывать самые блестящие планы, направлять на усовершенствование материальной базы миллиардные средства,  внедрять последние достижения науки и техники. Но если нет людей компетентных, дисциплинированных, ответственных, инициативных, которые заставят всё это работать так как нужно – то дело обречено.

Должностные обязанности начальника отдела кадров

Должностные обязанности начальника отдела кадров напрямую проистекают из задач, которые стоят перед кадровой службой организации. Работа с кадрами достаточно многопланова и непроста, особенно если помнить о том, что абстрактные «кадры» – на самом деле люди, каждый из которых – личность; неповторимая и сложная, со своим мировоззрением и устремлениями, физическими данными и способностями.

В идеале на каждое рабочее место необходимо подобрать максимально подходящего специалиста (не стоит заблуждаться, что это касается только «высокоинтеллектуальных» должностей; найти добросовестного и знающего сантехника или даже дворника – такая же огромная проблема). Поиск, привлечение, отбор персонала – одно из направлений деятельности кадровой службы.

Для того чтобы работники постоянно соответствовали требованиям сегодняшнего дня, необходима системы оценки уровня профессиональной подготовки и обучения кадров: периодическая аттестация, повышение квалификации, переподготовка, разнообразные тренинги и т.д. Разработка и организация работы этой системы – это второе важное направление работы отдела кадров.

Чтобы работник был максимально эффективен на своём месте, его нужно постоянно мотивировать. Ведь если у работника нет интереса к работе – результаты рано или поздно окажутся плачевными. Кроме того, ценных специалистов, в которых к тому же часто вложены немалые средства на дополнительную подготовку, будут ждать повсюду, и нужно предпринимать целенаправленные действия, чтобы такой работник в один прекрасный день не «помахал рукой» и не ушёл работать к конкуренту. Разработка систем оценки эффективности труда, премирования, других способов поощрения и т.п. – также задача кадровой службы.

Отдельное огромное направление работы – бюрократическое. Законом установлена масса норм по оформлению, ведению, хранению различной кадровой документации: договоров, приказов, журналов, трудовых книжек и прочего. Добрый десяток государственных структур просто жаждут знать всё о работниках организации и требуют сведений и отчётов чуть ли не ежемесячно: военкомат, трудовая инспекция, органы роспотребнадзора, фонд социального страхования, пенсионный фонд, статистика, ГО-ЧС и так далее. Кроме того, самим работникам постоянно требуются разнообразные справки, выписки, копии приказов и других документов…

Обязанности по организации всей вышеперечисленной работы, плюс обычные функции руководителя в части управления подчинёнными и составляют основу должностной инструкции начальника отдела кадров.

В сети имеется масса готовых образцов; например:

http://www.pro-personal.ru/jobdescription/nachalnik_otdela_kadrov или

http://oformitely.ru/doljnostnaya_instrukciya_nachalynika_otdela_kadrov.html

Ясно, однако, что в каждой конкретной организации имеется своя специфика, которую следует учесть в инструкции. За основу же логичнее всего брать официальный, хотя и несколько устаревший документ: квалификационную характеристику должности начальника отдела кадров по ЕКС (http://bizlog.ru/eks/eks-1/63.htm).

Остаётся затронуть важный момент, который практически не учитывается в имеющихся документах: не так давно (впрочем, уже лет десять как) был принят закон о защите персональных данных, и ответственность за утечку таковых – совсем нешуточная. Очевидно, этот вопрос начальнику отдела кадров упускать из вида тоже нельзя.

Подытоживая, скажем: любые должностные обязанности, инструкции и даже ЕКС не должны восприниматься как источник истины. Они лишь инструмент, позволяющий чётко сформулировать перечень реальных задач, стоящих пред тем или иным работником. Поэтому в первую очередь отталкиваться следует не от образцов инструкций, а от реалий в каждой конкретной организации.



Похожие материалы по теме:

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.