Климат в коллективе: памятка для руководителя


Важней всего погода в доме? Да. Но для руководителя еще и в коллективе!

Коллектив

Вот я всегда считал, что самой главной особенностью руководителя является виденье нужного сотрудника. Нужного – значит гармонично вписывающегося в данный коллектив и подходящего для решения поставленных задач, как персональных, так и общих. Я вообще склоняюсь к мнению, что существуют две категории управленцев: менеджеры и руководители.

Менеджеры – это люди, отвечающие за потоки (финансовые, производственные и другие), не имеющие к человеческим ресурсам прямого отношения. То есть управляющие чем угодно, но только не людьми.

А руководители – это люди, главным ресурсом которых являются другие люди. Это такой менеджер-психолог, который умеет поставить задачу конкретному человеку, коллективу, нескольким коллективам. Умеет проконтролировать её выполнение, знает способности каждого, всей группы и отдельного её члена. Короче – это менеджер по управлению менеджерами. Руководитель может хуже разбираться в предмете, чем его менеджеры, но отлично видит результат и может достичь его «чужими» руками. Отсюда и название — «руками» «водитель».

Так вот, от того, как руководитель подберет членов коллектива, будет зависеть командный результат. Как тренер.

Журналист тренеру: — Ваша команда каждый день так плохо играет? — Что вы! Мы играем не больше одного раза в неделю.

 

Именно тренер руководитель отвечает за психологический климат и атмосферу в веренном ему коллективе. Он выступает своего рода регулятором всех отношений. Хотя, кто бы мог подумать, что нами нужно руководить? Ведь мы же по сути самодостаточны и можем существовать без всяких там подсказчиков.

Ан нет, когда мы собираемся группами, без таких регуляторов отношений не обойтись, так сам коллектив может порождать гласных (официальных) и негласных лидеров. Последние для руководителя крайне опасны, так как если их точка зрения будет расходиться с мнением официального начальника, а доводы окажутся убедительнее, то плакал общий результат. Начальнику может сильно попасть за невыполнение поставленной задачи. С такими надо или дружить, или держать их в ежовых рукавицах (следить за соотношением вашего и его авторитета), а лучше вообще не иметь теневых князьков в подчиненном коллективе. То есть совмещать в себе свойства и гласного и негласного авторитета… лидера…

Вспомним из жизни растений: если растение из умеренного тропического климата пересадить в климат резко континентальный, оно просто умрет, так как для мутаций и приспособления у него будет очень мало времени. Именно поэтому мы не видим на улицах в Москве пальм … Хотя хватит о растениях, мы же о климате говорили, атмосфере… В коллективе все именно так, как и с растениями. Чтобы человек мог расти и развиваться, ему нужна соответствующая благоприятная атмосфера. Бывают и другие растения – приспособленцы, сорняки и прочие пакости… Тьфу ты, опять о растениях, о людях, совсем запутался.

человек растение

Из области психологии. О психологии: или хорошо, или никак. Из чего складывается благоприятность социально-психологического климата? Из нескольких показателей: социально-психологического определения группы, взаимоотношений в группе, преобладающего настроения в группе.

Так как в нашей бытности руководитель-психолог – редкая случайность и всё работает в конторе по наитию, без всяких там научных трудов, то, делая поправку на ветер перемен, можно опираться только на психологический портрет. Уж его-то каждый руководитель может дать как уже работающим сотрудникам, так и впервые собеседуемым. Именно психологический портрет работника, находящийся у руководителя в голове (с учетом всех тонкостей, аспектов, нюансов) является прототипом требований к должности, именно из него берутся основные аспекты требований в объявлении о найме на работу.

Я мог бы написать конкретные требования или основные аспекты, критерии этих требований к работнику. НО! Как всегда – но! Это будут требования к конкретной специальности, должности, посту. Универсальных формул нет. Например, если человек дотошный, то на одной работе это качество будет преступлением, так как будет забирать львиную долю полезного времени, а на другой работе – будет основным требованием. Если человек наглый, это еще не позорное клеймо — найдется применение и такому качеству, заметьте — профессиональному качеству.

Могу сказать лишь одно: расчесывать всех под одну гребенку не стоит. Необходимо подходить очень индивидуально к подбору персонала с учетом всех (ну или большинства) персональных характеристик. Именно тогда коллектив станет эффективным. Так как будет сотрудник, ответственный за определенный фронт работ, с которым именно этот человек будет справляться максимально эффективно, со всем перечнем присущих ему персональных качеств. А в целом каждый член коллектива, находясь на своем месте, будет толкать в нужном направлении всю махину предприятия. Помните, как у Крылова «Лебедь, рак и щука»? Кто им мешал толкать повозку в одном направлении?

Если вы до сих пор думаете, что личная жизнь сотрудника не имеет к работе никакого отношения – забудьте эту мысль и выкиньте ее из головы навсегда! Человек, как и работник, состоит из множества мелочей, нюансов винтиков и шпунтиков, которые нельзя убрать из него. Он работает целиком. И хочется вам или нет, но именно ВАМ нужно будет учитывать эти нюансы при планировании работы сотрудника, а не ему самому. И чем правильнее вы это сделаете, тем лучше будет сплочен коллектив, тем благоприятнее в нем будет психологическая атмосфера.

Если у вас что-то не получилось – ищите слабые звенья, анализируйте, оценивайте последствия, меняйте одних работников на других и постоянно работайте над улучшением. Ведь нет ничего идеального. Главное не перестараться, ведь лучшее – враг хорошего. Не забывайте, что мало сотруднику обладать нужными Вам качествами, его нужно еще и научить ими правильно пользоваться.

Итак, хорошему танцору всем известно, что мешает. А вот руководителю не должно мешать ничто. А значит, надо учитывать следующие факторы при построении здорового коллектива:

Подбор сотрудников.

  1. Заинтересованность в результатах работы у сотрудников.
  2. Условия труда.
  3. Роль руководителя в коллективе.

Никогда не поздно все изменить, если вдруг что-то пошло не так. Удачи в проектировании семьи коллектива.



Похожие материалы по теме:

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.