Как собрать команду?


В работе все средства хороши… если они работают.

Как же сколотить крепкий и эффективный коллектив? Выбрать лучших из лучших!.. А вот и нет.

эффективная команда

Не всё так просто. Важно помнить «человеческий фактор». Не может один и тот же человек одинаково эффективно работать в разных условиях. Меняем условия – меняется и результат.

Почему, спросите вы?

Этому есть научное обоснование. Если человеческий потенциал представить в виде вектора, то из курса математики вспоминаются операции сложения и умножения векторов.

Наглядно так:

Возьмем одного сотрудника и изобразим его потенциал в виде вектора

потенциал сотрудника

Умножение потенциалов при совпадении целей и многогранном взаимодействии специалистов изобразим так
преумножение потенциалов сотрудников

А при частичном совпадении целей или их расхождении общий потенциал будет выглядеть так

сумма потенциалов сотрудников

Естественно нас, как эффективных руководителей, устраивает только первый вариант с приумножением потенциала работников. На меньшее мы не согласны.

Важно понимать, что тянуть проект в одну сторону не есть максимум эффективности. Максимум — это когда направление задается из разных точек, но векторы при этом стремятся к одной общей цели. Вот так мы получим максимальный результат.

Так и как же этого добиться?

Надо разобраться в механизме групп людей. И уже, исходя из принципов работы группы, составить или собрать себе сплоченную команду, чтоб преумножить эффективность работы.

Итак, по порядку.

Что делает группу группой? Время, место, общая деятельность, условия и обстоятельства и мысли о принадлежности к этой самой группе. Каждый член группы имеет определенный статус, роль и функции. Описанием всего этого занимается социология, если кому интересно, может продолжить изыскания в этой науке.

Хотелось бы акцентировать внимание на следующем моменте:

По отношению к личности группа может играть как положительную, так и отрицательную роль. Если группа обеспечивает удовлетворение потребностей личности, а установленный группой статус соответствует ожиданиям, это можно считать положительным моментом в развитии личности (профессиональном, социальном, культурном, физическом и т. д.). Если этого не наблюдается, возможна деградация личности, искажение развития, конфликт между личностью и группой.
В. Зигерт и Л. Ланг

Мы же вернемся к цели – команда наше всё.

Команда – это очень высокосплоченная группа, работающая на достижение одной цели. То есть это максимально продуктивный коллектив сотрудников.

Этапы перехода группы в состояние команды.

Этапы образования команды

На этапе формирования группы происходит осознание её членами оснований для совместной работы.

На этапе бурления происходит расстановка статусов и ролей в коллективе, каждый хочет показать, на что он способен, что может привести к значительным конфликтам и распаду группы. А значит, задача руководителя на данном этапе сгладить конфликты, обучить членов группы взаимопониманию и достижению компромиссов.

Если лидеру группы удалось урегулировать конфликты, то происходит этап упорядочивания, на котором члены коллектива устанавливают между собой правила общения, вырабатывают нормы поведения. На этом этапе происходит признание других. Все становится на свои места.

Следующим этапом будет продуктивность. Это значит, что задачи будут решаться слаженно, с учетом интересов всех членов команды. Это как раз то, что нам нужно!

На стадии эффективности в команде может возникнуть проблема в случае отсутствия качественного роста и перспектив. Когда будет достигнут «потолок развития», команда может развалиться из-за неудовлетворенности отдельных её членов однообразными результатами труда. Проще говоря, из-за нехватки разнообразия. Для руководители важно не промухать этот момент. Выход здесь один – придумать или найти новые цели. Иначе – распад и разложение сплоченного коллектива.

Важно понимать, что у команды кроме плюсов есть и минусы. Самым главным из них является то, что если команду покинет хотя бы один из её членов, то замену ему найти будет очень сложно, а значит, существование высокосплоченной команды окажется под угрозой.

Несколько советов по укреплению коллектива:

— Команде для сплочения необходимо пережить общий успех, но при условии, что все ее члены приложили к этому усилия (это важно, без усилий достигнутая цель неинтересна).

— Необходимо укрепить взаимное доверие. Здесь может помочь общение — главный инструмент руководителя.

— Обязательно развивайте чувство сплоченности, принадлежности к группе. Добиться этого можно, опять же, общением и установкой общих подцелей, чтобы сотрудники работали не поодиночке, а рука об руку.

— Ставьте реальные задачи, убеждайте в реальности их достижения членов группы — если у них не будет веры в успех, то место веры займет паника.

— Позаботьтесь о том, чтобы члены группы испытывали удовлетворение от пребывания в ней. Для этого нужно предоставить им возможность добиться престижа, уважения коллег.

Ну и напоследок, если необходимо по каким-то причинам развалить группу, следуйте этим советам:

— обрисуйте бесперспективность совместной деятельности, лучше в драматической форме — для усиления эффекта,

— покажите нереальность целей, хорошо бы в примерах,

— сейте недоверие между членами группы, подорвите авторитет ее лидера,

— «разделяй и властвуй» — делите коллектив на подгруппы, стимулируйте бегство, выявите и удалите лидера, например, переведя его в другой отдел, на другой фронт работ и т.п.

— навяжите чувство усталости, однообразности, недовольства…

Как всего это достичь? Общением и только общением. В нем ключ ко всему…

Возможно вам будет так же интересно:

Как собрать костяк коллектива или Путь самурая.

Похожие материалы по теме:

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.