Раздача волшебных пендалей как инструмент обороны эффективного руководителя


… или сказ про Кибальчишей и Плохошей

Плохиши есть в каждом коллективе. Как говорится, паршивая овца всё стадо портит.

Почему так происходит? Это просто еще один социальный механизм. И сотрудник, выполняющий роль балласта или камня, который тянет всю команду на дно, может заниматься вредительством, сам того не осознавая.

разозленный руководитель

Да, зачастую вредители действуют намеренно и со знанием дела. Но иногда вполне адекватный в прошлом работяга вдруг ни с того ни с сего на вечернем собрании начинает улюлюкать и всех одергивать, вставлять свои пять копеек в каждую фразу руководителя, оговариваться, задавать глупые вопросы не по теме, что очень сильно отвлекает как начальника, так и других сотрудников.

Или представьте себе совещание руководителей, где собрались, как считается, самые продуктивные сотрудники фирмы, и тут кто-то пускает самолетик… Думаю, совещание будет сорвано…

Хаббардисты называют таких людей 1.1 (один-один) – скрытая угроза. Только в отличие от поклонников Хаббарда, психологи выяснили, что это групповое сопротивление. Такое поведение наблюдалось в детских психологических группах, а позже этот эффект выявили в любых группах людей.

Групповое сопротивление – это осознанное или неосознанное поведение участника команды, которое идет вразрез с целями проекта и с собственными декларируемыми целями.

Выделяют следующие виды групповых сопротивлений:

• Месть и личные нападки
• Борьба за власть
• Беспомощность
• Привлечение внимания

Теперь подробнее.

Месть и нападки


Как правило, в этом случае есть личные основания для «нелюбви». Это как вендетта, но в меньших масштабах. Может, обидели вы его, может и не без оснований, а может человек просто обозлился на весь мир, и виноваты стали все, кто вокруг. Характерные подколы, как у Крылова – «ужимки и прыжки», словесные выпады, и тому подобное. Их не спутать ни с чем. Да вы и сами так иногда поступаете… Или нет?

Как бороться?

1. Признать свою вину, если вы точно знаете причину нападок. Иногда, даже если вы были правы в той ситуации, лучше пойти на компромисс с совестью и решить вопрос дипломатично.

2. Открыть глаза задире. Открыто заявить о том, что такой ход вещей вас не устраивает, и что вас это уже … мягко сказать… достало. Если плохиш доставал вас не со зла, то нападки прекратятся, если же намеренно, то вам посчастливится узнать причину терзаний и можно будет переходить к следующим контрмерам.

3. Силовое решение. Помните: «Победителей не судят». Выйдя на открытый конфликт важно понимать, что можно и проиграть. Так что запаситесь доводами и будьте готовы к бегству ;) Нередко случается, что после таких конфликтов люди становятся ближе друг другу, видимо, просыпаются древние инстинкты уважения сильнейших.

4. Терпеть и ждать, когда подоспеет помощь в виде других членов коллектива. Но они могут встать как на вашу сторону, так и на противоположную…

5. Прилюдная огласка конфликта. Если вынести ситуацию на общий суд, то есть все шансы по-быстрому разобраться в проблеме.

Борьба за власть


Настоящему Мальчишу-Кибальчишу все нипочем, даже всякие там Плохиши. Ну только если они не грызут глотку за место под солнцем… На самом деле визуально никакой агрессии может и не быть, но по факту при каждом удобном случае будут вставляться палки в колеса. Например, в случае малейшей неудачи действующего руководителя будет сказана дежурная фраза: «А вот если бы сделали как я говорил, то такого бы не случилось…», или еще что-то в этом духе. Одеяло на себя можно тянуть по-разному, но цель одна – получить власть. Этот человек спит и видит себя на вашем месте.

Как бороться?

1. Устранить и избавиться от тела. Приватное общение – это самая демократичная мера. Иногда такие чудики сами не ведают что творят, им кажется, что они таким образом приносят пользу. Но если им открыть глаза на происходящее, то ситуация в корне может поменяться.

2. Не можешь ничего с этим сделать – расслабься и получай удовольствие. На самом деле лучше всего сделать этого человека пусть не своим другом, а, например, своей правой рукой, первым помощником капитана, «ефрейтором» — без должности, но со статусом. Это обеспечит вам подрастающее поколение руководителя. Первый после вас. При нормальном положении дел для решения данной проблемы статуса должно быть достаточно, но если и этого мало – смотри ниже.

3. Открытая битва. Все должны знать свое место. Так что задире надо дать бой, чтоб у других даже желания вам перечить и вставлять палки в колеса не возникало… Главное не переборщить, а то агрессивный менеджмент до добра не доводит.

4. Избавиться от борца за власть, переведя его в другой отдел (службу), а может и в другую компанию путем увольнения…

5. Игра по вашим правилам. Законодатель моды в коллективе именно руководитель. Именно с его гласного или негласного одобрения все начинается и все заканчивается. А значит, в этой игре правила устанавливаете вы. Всегда можно сказать: «Я − начальник, ты − дурак». А чтоб выигрывать всегда – создавайте свои правила игры. Ваш подчиненный свободен лишь в тех рамках, которые вы ему предоставляете.

Беспомощность


Думаю, любой руководитель сталкивался с такой бедой. А если вы не были руководителем, но воспитывали ребенка, то ситуация очень схожая. Вот к примеру. Сотрудник никогда вам не перечит, вроде даже старается что-то сделать из порученного, но, провозившись какое-то время, опускает руки и говорит: «Я не могу…» или «У меня не получается». Типа как дети говорят: «Я не виноват, оно само…» У начальника срабатывает ложный рефлекс сделать работу (задачу) любой ценой и он берется доделывать или переделывать её сам. Сотруднику только этого и надо. Зачем напрягаться выше меры, когда есть кому за тебя всё сделать.

Как бороться?

1. В армии этот номер не прокатывает. Если не срабатывают меры убеждения, применяют меры принуждения… Конкретного описания армейских методов не дам, и в уставе их не найдете, но гуманные способы существуют. Главное без поножовщины.

2. Если это действительно экономически обоснованно или не терпит отлагательств, то заваленное дело можно доделать самому или перепоручить более продуктивному сотруднику. Но важно не забыть про этот момент, иначе он может приобрести системный характер. В дальнейшем от беспомощного сотрудника дешевле будет избавиться, ведь если он самостоятельно не может выполнять задачи, то зачем ему платить?

3. Обучение. Возможно, сотрудник просто не знает как это сделать. Значит надо или упростить задачу, или уделить ему свое драгоценное время и обучить. Ведь однажды вложенное в сотрудника время может вернуться к вам в виде его возросшей эффективности.

4. Печеньки. Всегда можно найти ту тонкую струну в душе сотрудника, которая заставит его работать как проклятого. Нет, без угроз. Бонусы стимулируют лучше. Посулите ему реальный стимул, и он весь ваш.

5. Помните, выше был сотрудник, жаждущий власти? Отдайте беспомощного ему на растерзание. Тут целый ряд преимуществ. Вы освободите свое личное время, на какое-то время займете своего негласного конкурента, и на выходе получите обученного сотрудника.

Привлечение внимания


Самый прикольный прием, который применяют взрослые, если ребенок плачет – они переключают его внимание на что-то другое. Работает практически безотказно. Так мы устроены. Но плохо, если внимание переключают на работе. Например, сотрудника отвлекли на второстепенную задачу, и он потерял драгоценное время, хуже – вообще забыл про первоочередную задачу. Или, например, на собрании отдела руководителю задаются глупые вопросы, может и по теме обсуждения, но обычно такие вопросы не требуют ответа, их задают просто так. Может, чтоб поддержать беседу, может, чтоб показать, что есть человек, который задает вопросы, а может из корыстного умысла, чтоб сбить с темы выступления. Как бы там не было, но на эффективности команды эти поступки сказываются отрицательно. Не зря же банят троллей на форумах и блогах. А это своего рода троллинг на работе.

Как бороться?

1. Как правило, эти Плохиши хотят внимания. Так дайте его им. Но вашим вниманием в этом случае необходимо награждать. То есть оно будет использоваться как подтверждение. Если сотрудник ведет себя адекватно, можно к нему обращаться, привлекать его к диалогу, спрашивать его экспертное мнение, а в случае с троллингом – просто игнорировать его.

2. Если вы понимаете, что вас в диалоге водят за нос, переключая ваше внимание то на одно, то на другое, выскажите свое «Фи», не держите в себе. Сделайте открытое замечание задире.

3. Ну и как всегда — клин клином вышибают. Вычислили нарушителя и победили на его же поле. Примените этот же прием к нему самому. Сориентируйте его в происходящем. Напомните, где вы, что обсуждаете, и что вопросы должны быть по теме. Обозначьте, что создается мнение о его непрофессионализме и слабой ориентации в вопросе.

4. Ну и наконец, если все это не помогает, оградите его от себя. Отправьте тролля куда-нибудь по неотложным делам. Удалите из аудитории или заклейте ему рот скотчем.;)

Напоследок хотелось бы заметить: чтоб не бороться с проявлениями коллективного сопротивления в последний момент, нужно заниматься своевременной их профилактикой. И нервов больше сохраните, и исключите возможность личного провала.

Похожие материалы по теме:

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.