О разработке плана обучения персонала


Необходимость обучения персонала – объективная реальность, которую большая часть руководителей организаций мелкого и среднего бизнеса всеми силами пытаются не замечать. Многие наивно полагают, что неумелого или недостаточно расторопного работника проще уволить и принять на его место «хорошего специалиста» с «опытом работы». Однако очевидно, что хорошие специалисты куда реже остаются без работы, чем остальные и на свободном рынке труда их найти не легче чем иголку в стоге сена. Может проще, дешевле и дальновиднее всё же самим «выращивать» свои кадры?

план обучения персонала

Другие вроде бы и признают такую необходимость, но задача кажется им слишком затратной, а реализация её — непозволительно долгой. Скорее всего такие руководители просто не пытались пока вглядеться в ситуацию более пристально.

Основное, что следует понять: обучение персонала – не абстрактная самоцель, а средство решения совершенно конкретных задач. Обучение нормам охраны труда – средство избежать трагедий и денежных потерь с ними связанных; обучение работе на новом сложном оборудовании – средство избежать опять же потерь, связанных с возможными поломками при неправильной эксплуатации, а также способ повысить производительность труда; проведение психологических тренингов – средство для снижения числа конфликтов, пагубно сказывающихся на производительности, а так же средство формирования команды (давно доказано, что слаженная команда способно на гораздо большее, чем те же люди по отдельности).

Исходя из вышесказанного, заключаем: первый шаг в разработке действенного плана обучения – определение имеющихся и возможных проблем и далеко идущих целей, правильная постановка задач и выбор приоритетов.

Второй важный факт: способы обучения очень разнообразны. Далеко не все они требуют больших затрат времени или средств, даже наоборот, зачастую простейшее назначение стажёра к опытному наставнику в напарники даст гораздо больший эффект, чем оплата дорогостоящего обучения того же работника в каком-нибудь Гарварде.

Наиболее распространены следующие формы обучения:

  • направление на курсы повышения квалификации, которые во множестве предлагаются самыми разными учебными заведениями;
  • полномасштабное заочное обучение в ВУЗе;
  • направление работников на стажировку на другие предприятия по договорам об обмене опытом;
  • проведение целевых краткосрочных курсов как с приглашением специалистов со стороны, так и своими силами (например, занятия по освоению новой техники, по изучению новых методов работы и т.д.);
  • внутренняя стажировка, наставничество и тому подобные формы;
  • один из самых эффективных способов обучения – самообразование. При правильно организованной системе мер по мотивации работники будут сами стремиться повышать свой профессиональный уровень;
  • введение практики постоянной учебной деятельности – например введение еженедельного методического часа, на котором работники делятся своим собственным успешным опытом, готовят тематические доклады и т.д.
  • применение дистанционных средств обучения: в интернете полно всяких учебных курсов, тренингов и тому подобного;
  • создание корпоративных информационных ресурсов, типа электронных библиотек, где любой работник самостоятельно может найти всю доступную информацию по той или иной теме.

 

Планируя процесс обучения работников, необходимо понимать, что как ни крути, определённых финансовых затрат не избежать. Даже в самом «бюджетном» варианте потребуются средства на доплаты наставникам за дополнительную головную боль, средства на материально поощрение работников, активно занимающихся самообразованием; в конце концов сам факт непроизводительного использования рабочего времени на проведение учёбы – всё это требует анализа и финансовой оценки. Уже исходя из бюджета организации, выделяемого на образовательные цели, приоритетов и предполагаемой финансовой «отдачи» от повышения квалификации работников следует выбирать те или иные формы обучения, их периодичность и объёмы.

После определения необходимых и доступных тем и форм обучения планируется временной график и согласовываются конкретные фамилии.

Готовый годовой план обучения должен содержать всю вышеперечисленную информацию: цели, сроки, персоналии, планируемые затраты.



Похожие материалы по теме:

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.