Cвежевыжатые соки - франшиза: Есть ли смысл вкладываться?


В последнее время набирают всё большую популярность продажи свежевыжатых соков. В пользу перспективности данного вида бизнеса говорят главным образом успешные примеры зарубежных – американских, европейских, японских компаний. Но насколько это отвечает российским реалиям? Попробуем разобраться.

Развёртывание любого бизнеса неизбежно проходит в несколько этапов: изучения рынка, определения рентабельности, обеспечения материальной базы, организации снабжения и сбыта, рекламного продвижения и пр.

свежевыжатые соки франшиза

Свежевыжатые соки — анализ рынка

С одной стороны, всё большая часть населения выбирает так называемый «здоровый образ жизни», а поскольку свежевыжатый сок существенно полезнее коробочного (в этом сложно сомневаться), то спрос на него также растёт. С другой стороны, стоимость фреша существенно (иногда в разы) выше, поэтому свежевыжатые соки ещё очень не скоро станут действительно широко употребляемым напитком, учитывая обеспеченность и образ жизни большей части российского населения.

Ещё один парадокс заключается в том, что если уж дело действительно только в полезности и человек действительно хочет получить от фрукта максимум пользы, то куда логичнее просто вымыть и съёсть, скажем, яблоко, чем выжимать из него сок, подвергая его при этом температурным воздействиям, окислению, лишая клетчатки и так далее. И при этом стакан яблочного фреша будет стоить столько же, сколько килограмм яблок.

Делаем вывод: на наш взгляд по крайней мере пока, бизнес по продаже свежевыжатых соков никак не может ориентироваться на широкие слои населения, а продолжает занимать достаточно узкий специфический сегмент рынка. Собственно практика говорит о том же: главным образом фреши предлагаются либо в ресторанах и дорогих кафе, либо в специализированных барах здорового питания, где помимо непосредственно соков предлагаются различные фруктовые десерты, коктейли, мороженное и так далее. Заниматься же продажей исключительно свежевыжатых соков, пожалуй нецелесообразно. Впрочем, если поставить автомат по продаже фрешей где-нибудь в буфете Государственной Думы, пожалуй, это будет иметь смысл.

Рентабельность бизнеса по франшизе (свежевыжатые соки)

Рентабельность продаж свежевыжатых соков может находиться на приемлемом уровне лишь при достаточно высокой их цене, поскольку затраты на покупку и эксплуатацию оборудования, транспортировку и хранение свежих фруктов и овощей существенно выше, чем при продаже любых других безалкогольных напитков. Тем не менее, при налаженном сбыте ситуация выглядит примерно так: из килограмма апельсинов (допустим, 30 руб.) получается примерно два стакана сока. Продать их можно по 30 рублей каждый, прибыль 100%. Весь вопрос – какую сумму нужно будет направить на амортизацию оборудования и другие текущие расходы.

Свежевыжатые соки - Материальная база

Для производства и реализации свежевыжатых соков необходима площадь, не меньше 4 квадратных метров, склад (если не организована работа «с колёс»), промышленные соковыжималки (обычно приобретают две – для цитрусовых и для остальных; стоить иметь ввиду, что соковыжималка профессионального уровня может стоить свыше 50 тыс. рублей), электроснабжение, водоснабжение, тара для реализации. Более дорогой вариант оборудования – автомат для продажи свежевыжатых соков. Он позволит сэкономить на площади и продавце, но и стоить может в районе полумиллиона.

Сырьё для свежевыжатых соков

Возможность закупки свежих фруктов и овощей, даже самых экзотических сегодня, в общем, не проблема, однако ответственность поставщика и цена вопроса – всегда актуальны.

Продвижение продукта

Как следует из результатов изучения рынка, найти убедительные объективные аргументы почему полезнее или выгоднее пить фреши вместо того, чтобы есть свежие фрукты – сложно. Остаётся убедить потенциальных потребителей, что это престижнее, а в некоторых ситуациях – проще. То есть следует заранее понимать, что для «раскрутки» заведения придётся приложить существенные рекламно-маркетинговые усилия, а они недёшевы.

Таким образом, на наш взгляд, вопрос эффективности данного бизнеса, скажем прямо, неоднозначен. Добавим несколько слов о франшизе в данной сфере. Само по себе понятие франчайзинга (в российском законодательстве это называется коммерческая концессия) подразумевает передачу права пользования торговой маркой, отработанными бизнес-технологиями и другими ноу-хау одной компанией (франчайзером) другой компании (франчайзи). Естественно не бесплатно. Применительно к рассматриваемой теме, при покупке франшизы, помимо уже перечисленных расходов компании придётся ещё уплатить вступительный взнос и в дальнейшем платить франчайзеру роялти (периодические платежи). В обмен компания получит право (и обязанность!) использовать известный бренд, возможность использовать уже отработанные логистические схемы, маркетинговые наработки, уникальную рецептуру и т.д. Насколько это оправдано в данной области – решать предпринимателю. В конце концов фирма, продающая франшизу, уже достигла определённого успеха, почему бы не попытаться воспользоваться их опытом.

Для примера приведём условия франшизы российской компании «Апельс-Регион», которая позиционируется как сеть «баров здорового питания»: вступительный взнос 130 тыс. рублей, роялти 10 тыс. с третьего месяца после открытия торговой точки, инвестиции на открытие 4-х точек в течение полугода – 900 тысяч рублей. Если суммы кажутся неоправданно большими, можно сравнить с предложением европейской сети фреш-баров Zumo (мастер-франшиза Zumo, предлагается за сумму в районе 500 000 евро).



Похожие материалы по теме:

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.