Служебная характеристика на руководителя


Для чего нужна служебная характеристика на руководителя

Как правило, служебные характеристики на руководителей необходимы в двух случаях: при прохождении ими периодической аттестации (это больше относится к работникам сферы государственного или муниципального управления), или при рассмотрении кандидатур на замещение вышестоящих должностей, выдвижение в кадровый резерв и т.д. Впрочем, могут быть и другие случаи: например, характеристика может быть необходимой составляющей представления к награде.


Служебную характеристику на руководителя обычно составляет его непосредственный начальник, однако такая необходимость может возникнуть, например, и у профсоюзных или других представительных органов.


служебная характеристика на руководителя


Разделы характеристики на руководителя

Разделы характеристики обычны: 1) анкетная часть, в которой отражается заголовок, фамилия имя отчество, год рождения, место работы, послужной список, возможно – сведения об образовании; 2) основная характеризующая часть, в которой содержится описание профессиональных, деловых и личностных качеств; 3) заключительная часть: выводы по итогам вышесказанного.


Основное назначение служебной характеристики руководителя – отразить его качества именно как управленца, а не только как специалиста в той или иной сфере. Нет сомнения, что человек может быть блестящим профессионалом, например, в области экономики, и при этом быть совершенно неспособным эффективно руководить другими людьми из-за особенностей своего характера или недостаточных коммуникативных способностей.


В силу вышесказанного особую значимость приобретает раздел характеристики, в котором освещаются личностные качества руководителя, часто неотделимые от его профессиональных и деловых компетенций.


Перечень требований, предъявляемых к личности руководителя чрезвычайно обширен, так же как и его должностная инструкция. Поскольку описать подробно соответствие его всем этим требованиям достаточно сложно, обычно излагают наиболее существенные моменты, характеризующие руководителя по каждой из основных групп требований.


1. Профессиональные качества.

В этой группе оцениваются уровень профессиональных знаний и кругозор, умение осуществлять эффективное стратегическое и текущее планирование, проводить анализ ситуации, выбирать приоритеты, обеспечивать контроль, организовывать деятельность по повышению квалификации (своей и подчинённых), вести работу по охране труда и т.д.


2. Коммуникативные деловые качества:

способность поддерживать благоприятную атмосферу в коллективе при высоком уровне дисциплины, умение выстраивать правильные взаимоотношения с подчинёнными, делегировать свои полномочия; способность налаживать отношения с партнёрами, вышестоящими и контролирующими организациями; умение разрешать и предотвращать конфликты, вести за собой, убеждать, последовательно отстаивать интересы представляемой им организации.


3. Личностные качества.

Важнейшими для руководителя являются такие качества как самостоятельность, ответственность, дисциплинированность, настойчивость, решительность, способность безошибочно действовать в стрессовой ситуации в условиях нехватки информации и времени, порядочность, инициативность и творческий подход, работоспособность.


В заключительной части характеристики уместно указать на достижения организации за период работы руководителя, отразить фактические результаты его деятельности, его личные награды, либо напротив – отметить промахи, слабые направления работы и т.д.


Особые моменты

Следует помнить, что в некоторых случаях для служебных характеристик может быть установлена строго определённая форма, поэтому имеет смысл изучить соответствующий нормативный документ, согласно которому предоставляется характеристика, например «Положение об аттестации» или тому подобные.



Похожие материалы по теме:

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.