Стажевые надбавки бюджетникам (надбавки за стаж)


Чтобы получить некоторое представление о надбавках к заработной плате бюджетников, следует уяснить три важных момента:

  • Во-первых, бюджетники бывают разные: военные, милиция, судьи, госслужащие, учителя, врачи, МЧС и так далее.
  • Во-вторых в России довольно давно нет единой для всех системы оплаты труда.
  • В-третьих, правила диктует тот кто платит, иными словами система оплаты труда определяется теми органами власти (федеральными, региональными, муниципальными), в ведении которых находится та или иная группа бюджетников. Отсюда вывод: надбавки везде устанавливают по разному.
 
Надбавки за стаж бюджетникам
 

Несмотря на имеющееся разнообразие в данной области, существуют и определённые общие подходы. Так, зарплата, как правило складывается из постоянной части – оклада, компенсационной части – например, доплат за вредность или работу в праздники, и стимулирующей части, которая должна подвигать работников на определённые трудовые свершения.

Стимулирующая часть

Надбавки за стаж, или за выслугу лет, в этом смысле относятся в разряд стимулирующих. Стимулируют они желание работников оставаться на работе в данной организации, а не искать счастья на стороне. Для организации уменьшение текучести кадров почти всегда – благо, поскольку во-первых уменьшаются затраты на обучение вновь поступивших работников, возрастает надёжность планирования. Кроме того профессиональные навыки и знания опытных работников – неоценимое богатство. Исходя из этих соображений, во многих организациях, работнику, отработавшему в организации установленное количество лет, к зарплате полагается некоторая надбавка. Ещё через несколько лет – надбавка увеличивается и так далее.

Для более наглядной иллюстрации вышеприведённых рассуждений приведём в качестве примеров несколько документов разных лет, устанавливавших надбавки для различных организаций.

Примеры стажевых надбавок бюджетников

Надбавки за выслугу лет работникам органов центральной исполнительной власти и правоохранительных органов устанавливались на основании Постановления Правительства РФ № 638 от 8 июля 1993 г. «О порядке и условиях выплаты ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет для работников центральных органов федеральной исполнительной власти». Согласно этому постановлению надбавки руководителям и специалистам центральных органов федеральной исполнительной власти были установлены в процентах к месячному окладу в размерах: при стаже работы от 1 до 5 лет – 10%;  от 5 до 10 лет – 20%, от 10 до 15 лет – 30% от 15 лет и выше – 40%.

Этим же постановлением устанавливались надбавки служащим центральных органов федеральной исполнительной власти: от 3 до 8 лет 10% от 8 до 13 лет – 15%, от 13 до 18 лет – 20%, от 18 до 23 лет – 25%, от 23 лет и выше – 30%. Даже из сравнения этих двух категорий работников видно, что надбавки могут иметь и различную величину и различные сроки их назначения (повышения).

Несколько иная система назначения надбавок применялась до 2008 года в учреждениях здравоохранения. Надбавки за продолжительность непрерывной работы были установлены Положением об оплате труда, утверждённым приказом Минздрава №377 от 15.10.99, которое на текущий момент утратило свою силу. И теперь заработная плата формируется исходя из должностных обязанностей (объема работ, их сложности и т.п.). Стимулирующую часть (надбавки) теперь выплачиваются только отдельным сотрудникам или категориям работников на основании единой сетки, порядок их выплаты и размеры определяется по каждому учреждению отдельно. Решение принимает испольнительная власть.

Ссылка на руководящий документ: Постановление Правительства от 2008 года № 583, с изменениями в 2014 году.

стажевые надбавки бюджетникам

Очевидно, что даже в условиях ещё унаследованных от СССР более-менее единых систем оплаты труда существовало большое разнообразие подобных надбавок. С 2008 года в связи с применением новых систем оплат труда и передаче большой части полномочий по финансированию бюджетных учреждений в регионы, ситуация стала ещё более разнообразной...

Ситуация усугубляется тем, что большие полномочия в части установления систем оплаты труда Трудовым Кодексом отданы непосредственно трудовым коллективам. Вследствие этого в Коллективных договорах могут быть закреплены некоторые отличия от типовых положений по оплате труда, разработанных региональными органами власти. В связи с этим, теоретически даже в одном городе в разных, например, школах, размеры и условия назначения надбавок за непрерывный стаж работы могут различаться.



Похожие материалы по теме:

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.