Синдром отличника? Лох – это судьба!


Часто приходится слышать, как стонут отдельные личности, жалуясь на то, как они, бедняжки, тянут на себе весь отдел (подразделение, службу, департамент и т.п.), как им тяжело, и что они устали.

синдром отличника

Или еще рассказывают, что ничего с собой не могут поделать, желание быть первым во всем одерживает верх. И они приходят на работу пораньше, чтоб все успеть, уходят позже, чтоб всё доделать, в общем, не доедают и не досыпают. А что взамен? Уважение сослуживцев? Отнюдь, скорее отвращение, пренебрежение и разговоры за спиной.

Зато какой потенциал! Ведь на таких пахать можно. Ради возможности получить похвалу от своего руководителя или «спасибы» от коллеги они в лепешку расшибутся. Не будут жалеть ни сил, ни возможностей.

Как так происходит? Всё очень просто. Все мы родом из детства. Это называется «игра в дельфинчика». Как дрессируют дельфинов? Дельфины могут совершать бессмысленные и хаотичные действия, просто играться или резвиться, но они получат «подтверждение» в виде рыбки (или другой вкусняшки) или не получат в противном случае.

Если полезное действие повторится, то дельфинчики снова получат подтверждение в виде вкусности. Так эффект закрепляется. Такая игра со временем перерастает в целое буйство различных действий ради «подтверждения». Соответственно, какие-то действия будут поощряться, а какие-то нет.

Точно так же «дрессируются» и люди. Только человеческий детеныш лучше всего воспринимает не еду, а эмоции людей, которым он доверяет (мамы и папы). Со временем мы превращаемся в «эмоциональных вампиров». Правда все вампиры разные и поглощают разные эмоции, кто-то негативные, кто-то позитивные, кто-то вообще никаких и потому додумывает себе эти эмоции самостоятельно. Но это уже другая история.

Просто хотелось бы отметить, что так называемые «отличники» привыкли получать подтверждение в виде похвалы за «правильные» действия. То есть те действия, которые другим людям желаемо добиться данного этого индивида. Так выглядит вся наша система воспитания… Опять же не буду отвлекаться от заданной темы.

Замечу лишь то, что «правильными» эти действия являются лишь для окружающих. А для «подопытного отличника» это всего лишь дрессировка, и он не всегда приносит этими действиями себе пользу. Хорошо, если эти действия просто бесполезны, но ведь иногда они приводят к нежелательным последствиям, или откровенно для него вредны.

Как, например, вредны для конкретной личности высокие темпы работы. Ведь в результате подопытный выдохнется, а система будет требовать от него все больших результатов. Ведь «система» уже привыкла к высоким результатам, она уже не потерпит снижения темпов. В противоположность правильной будет мотивация на постоянный и ожидаемый результат. Как гласит старая русская поговорка «Лучше меньше, да лучше». Немцы говорят «Практиш квадратиш – гут».

Что же происходит с теми, кто принял идеологию наращивания темпов? Если они вовремя не остановятся, то общество (окружение) будет озадачивать этого «отличника» по полной, пока тот не перестанет справляться со своими и чужими обязанностями.

Начинается все невинно. Сначала просят помочь. Когда ловля «на живца» проходит с успехом, начинают ходить в гости «ходоки» с проблемами. Причем любыми, и по работе, и с личными. А затем плавно, практически незаметно, просьбы превращаются в требования. Лох и оглянуться не успеет как из всеобщего примера для подражания (как он считает) превратится в откровенную жертву социального преступления.

Кто виноват и что делать?

Извечный вопрос. Виноват «отличник», он же «лох». Но как говорят французы – «Такова жизнь». У русских на этот счет есть более точная поговорка «Жить бы было плохо на Руси без лоха». Если разобраться глубже, то виновато конечно окружение (родители, рабочий коллектив, государство и т.п.), но кто их осудит?

Бороться с этим явлением можно. Просто бить по лицу. Не вестись на просьбы помочь задарма. Все, что даром — это называется не «помочь», а «сделай за меня». Ведь это первый признак для «нарушителей», что они имеют дело с «лохом». Все обмены (эмоциональные или материальные) должны быть как минимум равноценными.

То есть необходимо за помощь получать что-то взамен. Если обмен не сулит никакой выгоды лично вам, то воспринимайте его как «развод на лоха». Конечно, вы не сможете просто изолироваться от других людей и перестать с ними общаться. Необходимо ощущать границу дозволенного, а чтоб не перепутать ненароком эти границы, ставьте на первое место свои потребности. Да, немного эгоистично, но это ваша жизнь, а не их.

Так что если ваши коллеги на работе садятся вам на шею и перекладывают свои обязанности на вас, не давайте себя в обиду. За выполненную задачу похвалят ответственного за неё сотрудника. А если вы не выполните свою, то накажут вас.

Поэтому помогать коллегам следует только после того, как выполнена ваша задача, и только в том случае, если данный коллега тоже может принести вам практическую пользу. Ставьте приоритеты и рамки, и не стесняйтесь говорить об этом коллегам. Предупрежден – значит вооружен.

Что же делать, если не получается всё изменить, не хватает сил и решительности? Смириться. Лох – это судьба. Кто-то же должен работать. Расслабьтесь и получайте удовольствие.

Похожие материалы по теме:

3 комментария

avatar
Очень тяжело научиться говорить «нет». но после первого же отказа чувствуешь себя так, как будто гора с плеч свалилась… По сути, так оно и есть — один халявщик с плеч слез…
avatar
Некоторые так и не могут сказать это «нет»! Так и живут для других…

«Но что скажут люди?» — думают они…

А сам ты кто? Не человек? Что ты себе скажешь?
avatar
Ничего не скажешь… Ходишь, грызешь сам себя за свою мягкотелость… В крайних случаях без помощь психолога или психотерапевта не обойтись ;)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.