Знание – ЗЛО! Я хочу быть умным и злым. "Белым воронам" посвящается


На эту мысль натолкнул интересный факт.

злой отличник

Отпрыск подрастает, ощущается острая потребность в новых знаниях, навыках, умениях – потому было принять решение водить на подготовительные курсы к школе, так как чадо и так уже пишет, читает, рисует, поет, почти профессионально занимается спортом, короче всесторонне развивается, а времени на его образование своими силами уже не хватает.

Сидел, ждал, когда мелкий освободится, наблюдал за другими детьми в группе. Выяснилось, что мелкий на порядок лучше усваивает новую информацию, схватывает все на лету, быстрее делает выводы, чем другие детишки сверстники или даже более взрослые.

В процессе наблюдения за процессом обучения чада и его попытками показать свои знания за простую похвалу учителя вспомнилось собственное детство, когда я сам лез из кожи вон, чтоб показать, что я не такой как все, что я могу отвечать на вопросы учителя быстрее всех, что я могу решать задачи, которые других ставят в тупик и что я вычленяю именно правильный алгоритм, и при изменении условий задачи быстро могу сориентироваться…

Вы не подумайте, это не попытка пропиариться и показать как я крут…, нет, все гораздо глубже — все не так радужно, а почему − читаем дальше…

Вся беда в том, что в определенном возрасте я стал понимать, что знания – ЗЛО. Почему?

Человек, отличающийся от остальных, обречен на своеобразное одиночество. Дело в том, что любая система, в том числе и наше общество, стремится к гомеостазу (идеальному равновесию, которое на практике не достижимо). И любой элемент, который мешает этому стремлению к равновесию – должен быть удален. Общество сразу находит белых ворон и старается их изолировать от рядовых своих членов (смотрим "синдром отличника").

Обычно все начинается со слов «ботаник!» и порицающего тыканья пальцем заводилы (про заводил я писал раньше). Обычно этот лидер (заводила) боится за подрыв своего авторитета, так как встречает элемент коллектива, которым трудно управлять, а самый простой способ борьбы – избавиться от него. Избавление происходит как всегда банально – находятся слабые стороны. Чаще всего это физическая сила, так как первого лидера в коллективе, особенно детском, отличает его отчаянность и дюжая физическая подготовка, которая позволяет дать в газ любому, кто попытается оспорить его превосходство (видимо именно по этой причине я научил мелкого драться раньше чем ходить ;)).

Чем взрослее становится такая белая ворона, тем острее она начинает ощущать вакуум вокруг себя в плане общения. Да, а что делать – мы так устроены, человек – существо общественное, и без общения и обмена информацией он не может. Быстро соображающему маленькому человечку еще хуже, так как его либо избегают все в коллективе из-за его «странности», либо (что чаще всего) он сам избегает общения, так как его никто не понимает и общаться с ним не может.

Хорошо, если в пределах досягаемости найдутся две таких «белых вороны», и они по счастливой случайности найдут общий язык между собой. Тогда их жизнь можно считать более или менее удачной, так как их друзьями будут реальные люди с эмоциями и реальными проблемами, а не устройства типа персональный компьютер, смартфон или папин планшет, в которых быстро найдутся форумы, блоги, социальные сети, где в реальность абстрагирована. В виртуальном общении больше всего затягивает идеальность общения, где можно уйти от проблемы просто переключившись на другой канал (ресурс) или зарегистрировав новый аккаунт.

А реальное общение дает массу информации об окружающем мире и дает больше шансов на выживание с занятием определенного социального статуса, что влечет за собой дальнейшую жизненную линию.

В худшем исходе белую ворону «ломают» чудо-лидеры, делая из своего потенциального врага посмешище всего коллектива, которое сопротивляться этому не может. Так рождается ЛОХ класса, курса, группы. Примечательно, что такой логотип клеится только в локальной группе, которая смогла сломать умника, это своего рода показатель ее сплоченности и активности действующего лидера. Наличие ЛОХа доказывает состоятельность вожака…

Обидным является то, что ЛОХ абстрагироваться от такой ситуации не может и этот факт может сломать всю дальнейшую жизнь данного индивида.

Самый нейтральный вариант, когда умник в попытке слиться в экстазе и взаимопонимании с коллективом идет на сделку со своей совестью и выключает свой мозг, становясь как все, изредка проявляя смекалку, вызывая немалое удивление у окружающих, но быстро списывающий эпизодический успех на случайность из-за возможного гнева сильного лидера…

Вот я и задумался: «Сильно много крайностей у ситуации с высокой скоростью мышления и мало шансов вырасти полноценной личностью, готовой противостоять снова и снова более глупым окружающим людям, вызывая иногда даже открытую агрессию с их стороны».

ТАК ЛИ ОНО НАДО? Может лучше быть как все?

Я в свое время не сломался на нескольких этапах своей жизни, нашел такую же сильную личность на роль моей супруги, нашел и собрал вокруг себя не менее активных и умных людей (жажда оградить себя от превосходящих числом средняков, чтоб хоть как-то защитить себя и свои стремления). Но мне кажется это скорее исключение из правил, чем нормальная ситуация.

Вот и сейчас глядя на успехи отпрыска я испытываю скорее страх за его будущее, а не радость от его успехов. Получится ли у него быть сильным и злым?



Похожие материалы по теме:

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.