Новости военного образования начала 2013 года


Реформа военного образования неразрывно связана с реформами армии и системы образования в целом. И в том и другом случае множество проблем, действующих сил, заинтересованных лиц. Сложность вопроса усугубляется тем, что военное ведомство, является одним из самых влиятельных, коррумпированных и в большой степени закрытых.


Новости военного образования 2013


В интернете масса противоречивых публикаций, часто некомпетентных и эмоциональных, высказываний заинтересованных политиков, мнений военных всех уровней высказываемых в различных форумах. Вследствие вышесказанного достаточно сложно изложить объективную точку зрения на происходящее. Попытаемся лишь привести факты.


Анализ материалов на тему Новости военного образования

Большинство публикаций новостей военного образования можно разделить на две большие группы. Авторы первой группы – это «реформаторы», которые и осуществляли преобразования в последние годы. Они имеют достаточно обоснованную точку зрения почему нужны реформы и планы как их проводить. Вторая группа – консерваторы. Они (тоже вполне обоснованно) считают, что в СССР и России было лучшее в мире военное образование, которое мечтали получить военные со всего мира, а реформаторы сделали всё, чтобы его разрушить.


Советская система подразумевала трёхступенчатое военное обучение. Сначала пять лет в училище (аналоге гражданского ВУЗа). Далее, дослужившиеся до определённого уровня офицеры обучались в течение трёх лет в академии соответствующего профиля, что позволяло им руководить на полком, дивизией, армией. Для высшего военного руководства существовала третья ступень – двухлетнее обучение в академии Генерального штаба.


В то время выпуск из 166 военных учебных заведений составлял больше 60 тысяч офицеров в год.


Основания для реформы высказывались следующие:


— сокращение армии с 4 миллионов до одного привело к тому, что потребность в выпуске сократилась почти в семь раз;


— содержание огромного числа недозагруженных учебных заведений ежегодно вызывало миллиардные непроизводительные затраты;


— сама система обучения, возможно, не была такой уж безупречной: Из 500 преподавателей академии генштаба в 2008 г. лишь трое когда-то реально служили в войсках. Срок обучения высших командиров составлял 8-10 лет, то есть треть всего 25-летнего срока службы они находились на учёбе. Важно и другое: единожды получив образование, пусть очень широкое, офицер останавливался в своём росте. И т.д., продолжать можно очень долго.


 Основные направления военной реформы последних лет (до конца 2012 г.):

  — значительно сокращено число учебных заведений, при одновременном их укрупнении. Так, путём слияния созданы три учебно-научных центра, по родам войск, объединяющие в своей структуре полный комплекс учреждений от суворовских училищ до научно-исследовательских институтов соответствующего профиля. Помимо центров созданы (так же методом объединения) 11 академий и три отдельных НИИ;


— укрупнение военных учебных заведений привело к созданию более мощных научных кафедр, концентрации научного потенциала, что возможно даст свой эффект в дальнейшем;


— проводится территориальная оптимизация, поскольку выяснилось, что, например, 5 из 17 оставленных военных ВУЗ-ов находятся в одном городе, Санкт-Петербурге. С военной точки зрения это недальновидно и может стать катастрофичным в случае войны;


— сама система обучения частично приближена к Болонской. Базовое образование сохранено в объёме 5 лет, а дальнейшее повышение квалификации должно идти непрерывно в течение всей службы: на курсах переподготовки каждые три года или перед новым назначением. Высшие курсы – всего 10 месяцев;


— частично реализована подготовка кадровых сержантов на базе среднего профессионального военного образования;


— разработана масса современных нормативных документов, начиная с новых образовательных стандартов, заканчивая банком необходимых диссертационных тем.


— и т.д.


Результаты военной реформы

Реальных результатов реформы, естественно, пока не видно. Однако в последние полгода появилась вероятность, что их и не будет, поскольку господин Сердюков дискредитировал вообще деятельность всех людей, работавших под его началом. В декабре прошлого года новый министр обороны уволил руководителя департамента образования минобороны Е. Приезжеву.


Многочисленные представители противников реформы именно её упрекали в «развале системы военного образования», связывая это с тем фактом, что она раньше не имела отношения ни к армии, ни к образованию вообще.


Остаётся надеяться, что С. Шойгу лучше Приезжевой разбирается в вопросах военной подготовки и наша система военного образования, как и планировалось, войдёт к 2020 году в пятёрку мировых лидеров.



Похожие материалы по теме:

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.