Психологический климат в педагогическом коллективе


Педагогический коллектив состоит из взрослых сформировавшихся людей, каждый из которых в силу своего темперамента, воспитания, мировоззрения на повторяющиеся ситуации реагирует, как правило, одним и тем же образом. Поскольку любая трудовая деятельность, в том числе педагогическая, представляет ряд по большей части стандартных, повторяющихся ситуаций, то в результате в коллективе формируется относительно стабильная система психологических и эмоциональных состояний его членов, которая и называется психологическим климатом.


психологический климат в педагогическом коллективе


Изначально являясь суммой индивидуальных психо-социальных реакций, постепенно психологический климат в педагогическом коллективе, как и в любом другом, становится неким самостоятельным фактором, который начинает оказывать обратное влияние на каждого из членов коллектива. Так, если в коллективе сформировался какой-то определённый тип взаимоотношений, попытка какого-либо одного члена кардинально изменить порядок натолкнётся на  мощное противодействие (часто даже неосознанное) всего остального коллектива.


Учёные выделяют несколько важных функций психологического климата: стимулирующую, консолидирующую, стабилизирующую и т.д. Если не прибегать к специальной терминологии, можно сказать, что от состояния психологического климата зависит настроение каждого из членов коллектива, способность совместно решать возникающие задачи и эффективно действовать в кризисных ситуациях, простота вхождения в коллектив новых членов, в конце концов, стабильность самого коллектива. Немаловажное значение имеет и тот факт, что психологический климат в педагогическом коллективе неизбежно влияет на их взаимодействие с учениками и на успешность выполнения основной задачи – воспитания и обучения.


Следует отметить, что пущенное на самотёк формирование психологического климата может привести к самым прискорбным последствиям: неэффективности всех видов деятельности учреждения, отсутствию трудовой дисциплины, многочисленным конфликтам, постоянной текучести кадров. Поэтому общественные организации образовательного учреждения, администрация, в первую очередь, конечно же, руководитель должны уделять этому вопросу самое пристальное внимание.


В педагогических коллективах существуют особенности, усложняющие проблему формирования позитивного климата. Во-первых, это постоянная повышенная психологическая нагрузка на педагогов как следствие их непосредственной деятельности – работы с детьми. Во-вторых, педагогика – творческая область труда, часто не поддающаяся коррекции простыми административными методами. Вместе с тем педагоги часто очень восприимчивы к оценке своего труда и своей личности. В-третьих, каждый сформировавшийся педагог (сознательно или нет) воспринимает себя Учителем, имеющим право объяснять другим, как правильно поступать, работать, жить и критически оценивающим несогласующиеся с его видением взгляды. В-четвёртых, педагогический коллектив часто является женским по составу, как следствие более эмоциональным, менее склонным к принятию чётких логичных решений.


Существенно влияют на формирование того или иного психологического климата такие факторы как стиль руководства, своевременность и правильность разрешения конфликтных ситуаций, адекватность моральной и финансовой оценки качества работы педагогов, наличие внятно сформулированных и разделяемых большинством коллектива целей, правильность оценки действий неформальных лидеров в коллективе.


Целенаправленные и последовательные действия по формированию психологического климата в коллективе приведут к удовлетворённости большей части педагогов работой; сознательному соблюдению дисциплины; небольшой текучести кадров; эффективности педагогической и научно-методической деятельности.



Похожие материалы по теме:

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.