Стимулирующая часть зарплаты учителей


До 2008 года оплата труда учителей производилась согласно действовавшей на территории РФ единой тарифной сетке. Оклады назначались исходя из уровня квалификации педагога (разряда) с учётом районного и северного коэффициентов. С целью адекватной оценки труда наиболее добросовестных, творческих и т.п. работников, а также для компенсаций за условия труда (за переработку, ночные и т.д.) выделялся ещё так называемый «надтарифный фонд», из которого выплачивались множество разнообразных надбавок компенсационного и стимулирующего характера а так же премии.


Стимулирующая часть зарплаты учителей


После перехода на новые системы оплаты труда ситуация с составляющими заработной платы по сути не изменилась: так же есть базовая часть (постоянная), компенсационная часть и стимулирующая часть. Изменился лишь порядок определения размеров тех или иных частей ЗП.


Основополагающим документом федерального уровня в области формирования стимулирующей части заработной платы является Приказ Минздравсоцразвития РФ №818 от 29.12. 2007. В этом приказе закреплены наиболее существенные положения:


— с 2010 года размер стимулирующей части зарплаты учителей должен составлять не меньше 30% от средств, выделяемых из бюджета на заработную плату;


— выплаты регламентируются локальными нормативными актами: Положениями, Коллективным договором и т.п.;


— устанавливается перечень видов стимулирующих выплат, их всего четыре: за интенсивность труда и высокие результаты, за качество работы, за стаж или выслугу лет и премии по итогам работы за какой-либо период;


— оценка качества работы должна осуществляться по чётко определённым критериям;


— условия стимулирующих выплат должны закрепляться в трудовых договорах работников.


Существенным моментом является то, что документ, регламентирующий распределение стимулирующей части (в частности – колдоговор) должен приниматься с учётом мнения работников. Это так же согласуется со статьёй 144 трудового кодекса.


 Следует отметить, что всё вышеприведённое относится к учреждениям, находящимся в федеральном ведении. Поскольку большая часть образовательных учреждений (школ) являются муниципальными, а финансируются из региональных бюджетов, то в каждом регионе приняты свои нормативные акты, регламентирующие выплату заработной платы. Впрочем, региональные акты, обычно всё равно принимаются по федеральному образцу.


Таким образом, локальные акты образовательных учреждений, регулирующие выплату стимулирующей части зарплаты учителей должны разрабатываться с учётом и регионального законодательства, которое может существенно различаться в разных регионах.


В итоге, приходим к тому, что в различных школах могут применяться разные подходы к определению стимулирующей составляющей ЗП. Универсальным остаётся лишь очевидное соображение: более качественная работа должна лучше оплачиваться. Проблема лишь в определении: что есть «качественная педагогическая работа».


На практике довольно широко распространены локальные документы, устанавливающие некую «балльную систему», согласно которой работа педагогов подвергается постоянному мониторингу, по результатам которого каждый учитель набирает какое-то количество баллов. Балл напрямую привязывается к определённой денежной сумме, и размер стимулирующей части ЗП определяется просто умножением этой суммы на количество набранных баллов.


В других учреждениях продолжают действовать чуть модифицированные «старые» положения о надбавках и доплатах и премировании.



Похожие материалы по теме:

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.