План самообразования мастера производственного обучения


Тема самообразования для мастера производственного обучения актуальна, как, пожалуй, ни для какого другого педагогического работника. Современные требования к педагогам вполне понятны: высшее педагогическое образование, знание, как минимум, азов психологии и философии, высокий культурный уровень, компьютерная грамотность.


План самообразования мастера производственного обучения


Поскольку мастера ПО относятся к педагогическим работникам, логично, что эти требования предъявляются и к ним. Однако мастер также обязан обладать профессией, причём на высочайшем уровне: как минимум на два разряда выше, чем у выпускаемых специалистов: слесарей, поваров, портных и так далее. Но где вы видели, скажем, сварщика 6-го разряда с высшим педагогическим образованием? Это практически взаимоисключающие вещи.


Вследствие этого, подавляющее количество мастеров ПО в стране изначально либо не имеет педагогического образования, либо – соответствующего рабочего разряда, и вынуждены приобретать недостающие знания и умения путём повышения квалификации, заочным обучением и конечно самообразованием.


Составление плана самообразования мастера производственного обучения

Любая деятельность эффективнее если она хорошо спланирована. Первое же, с чего начинается любое планирование – это постановка целей. Мастер ПО должен чётко представлять, зачем оно ему надо. «Повысить уровень…» — это не цель, а благое пожелание. Цель должна быть осознанной, конкретной, диагностичной (то есть такой, чтобы можно было потом однозначно определить: достигнута ли она). Например: освоить работу на ПК в программе Word, на уровне, достаточном для самостоятельного составления учебно-планирующей документации. Или: подготовиться к прохождению итоговой аттестации и получить пятый квалификационный разряд по профессии «фрезеровщик».


Стоит ещё упомянуть, что во многих образовательных учреждениях настоятельно рекомендуют, чтобы индивидуальный план самообразования мастера производственного обучения (или методической работы – часто их объединяют) имел некую тему, и каким-то образом соотносился с общей темой работы методического объединения и учреждения в целом.


Поставив цели, можно переходить к следующему этапу: выбор источников. Их множество: книги, журналы, Интернет, конференции, мастер-классы коллег, курсы повышения квалификации… Необходимо выбрать достаточное их количество и отразить в плане, с точным указанием названий, сроков изучения и т.д.


Дальше в плане должна быть предусмотрена практическая часть: разработка каких-либо проектов, инструктажей, подготовка докладов, проведение занятий по новым методикам, сдача экзаменов и т.д. Именно реализация этой части плана и покажет: достигнуты ли поставленные цели, есть ли практический результат.


Иногда в планах отражают и дальнейшие перспективы: распространение своего опыта, публикацию статей, проведение мастер-классов и т.д. Но на наш взгляд непосредственно к самообразованию это уже не относится.



Похожие материалы по теме:

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.